Как стимулировать продажи вина в ресторанах, кафе и барах с различным ценовым позиционированием? Какие знания о вине нужны официантам и сомелье? Насколько успешно российское вино в ресторанах Урала, Сибири и Дальнего Востока? Эти и другие вопросы обсуждали на втором дне сибирского форума.
«Информационный центр WineRetail был основан в 2018 году. Являлся совокупным опытом нашей работы. Мы ездим по форумам уже на протяжении пяти лет, собираем ритейлеров, рестораторов, проводим конференции», – ввел присутствующих в курс дела Александр Ставцев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла и руководитель ИЦ WineRetail.
По его словам, в 2022 году после начала СВО был запущен проект «Экономика вина». Это модель исследования, позволяющая изучить рынок вин и виноградники России.
«Мы анализируем рынки на длинных периодах, и поэтому нам интересны статистические подходы к развитию рынка. Данные прослеживаются с 2004 года, соответственно, на графиках представлены различные положения российского рынка в условиях различных кризисов. Были определенные пики и падения производства и импортного вина. Импорт до 2004 года занимал доминирующее положение, но постепенно его вклад в общую корзину винного рынка снижался, очень ярко это выражено в 2009 и 2015 году», – добавил эксперт.
Российское производство всегда активизируется в экономически сложных ситуациях. К 2019 году началось падение внутреннего производства вина с одновременным ростом импорта. Основной вклад в развитие такой тенденции внесли розничные сети.
«За последние 9 месяцев мы вошли в новый рыночный цикл. Модернизировались определенные процессы, которые были на рынке в последние пять лет, и открылись новые реальности», – сказал Александр Ставцев.
Вино – это целевая категория, один из важных критериев выбора магазина для совершения покупок, а также генератор трафика. Это подтверждают данные крупнейших аналитических агентств, таких как РОМИР, GfK, Nielsen и т.д. Доля вина в товарообороте большинства крупных компаний розничной торговли РФ превышает 3,5-4%, а рост вклада вина в РТО (розничный товарооборот) отмечают все ведущие российские компании. Высокая реализация категории повышает средний чек в магазине и лояльность покупателя к торговой сети.
Лидером развития категории являются специализированные форматы и гипермаркеты. Соответственно, можно сделать вывод, что перспективный формат для развития вина – супермаркет.
Цифры: в России производят 57% полусладких вин, 30% сухих, 6% сладких, 4% полусухих, 3% ликерных 0,1% десертных.