Рынок складской недвижимости Новосибирской области переживает непростые времена. Эксперты сессии обсудили возможности фулфилмента и ряд решений для повышения эффективности проводимых операций в рамках межрегионального форума бизнеса и власти «Дни ритейла в Сибири».
Собственник ГК RESFORM, создатель строительного маркетплейса ACE.SU Алексей Москаленко отметил необходимость эффективного партнерства с логистическими компаниями через маркетплейсы. Он предложил полный цикл, состоящий из выбора товара, готового документооборота, платежей с безопасной системой для обеих сторон, доставки товара на условиях логистической компании под контролем ACE, заключения сделки. Сейчас компания создает рынок, куда можно будет выйти наравне с другими компаниями. Это система, где расти будут только те, кто правильно исполняет свои обязательства.
«К концу 2021 года были большие ожидания. Сейчас жуткий дефицит объектов: клиентов много, но мы не можем ничего сдать и продать. По сравнению с ситуацией год назад мы ввели в эксплуатацию только 81,1 объект. В марте-апреле проходили круглые столы со специалистами, где разговаривали, в какой ситуации они находятся сейчас, с чем столкнулись, что они на себе почувствовали, будут ли от них арендаторы. Мы понимаем, что вся ситуация будет разворачиваться в долгосрочном и навряд ли позитивном формате. Пока что решили, что надо собраться через 4-5 месяцев. Тогда уже поймем как действовать. Рынок сократился — средневзвешенная ставка откатилась на уровень 2020 года», — поделился совладелец и руководитель компании «Назаров и Партнеры» (Nazarov&Partners) Александр Назаров.
Коммерческий директор дистрибьюторско-производственной компании «Л-Система», член комитета по промышленности «Опора России» Яна Смирнова определила главную проблему производственников. Это нехватка складских помещений, соответствующих запросам арендаторов. Производственным компаниям требуются несколько складов — 80% производителей МСП нуждаются в новых площадях под свое производстве либо модернизации текущих. Для этого необходимы либо кредиты, либо льготные условия аренды. Фонд развития помогает кредитами только для крупных предприятий, малым и средним не нужны такие большие суммы. В результате оформлено только два кредита за 2022 год — производственники не получили поддержку, так как цифры кредитного займа начинаются от 50 млн рублей. Союз и дальше будет выступать с инициативой снизить ставки и давать как минимум 10 лет для производителя.
Директор по продажам региона Сибирь и Дальний Восток DPD в России Илья Мартынов поднял вопрос о необходимости “последней мили”. По предоставленной статистике рост онлайна замедлился: показатели в два раза меньше, чем были в прошлом году. Онлайн-ритейл растет только за счет маркетплейсов и e-Grocery - 52,4% населения осуществляет онлайн-покупки. Остальной рынок успехов не показывает. Современные вызовы для для рынка составляют рост издержек, цифровизация, высокие ожидания покупателей по сервису и качеству быстрая доставка любых товаров за 1-2 дня. Главная задача 2022 год- улучшить последнюю милю за счет самовывоза, цифровизации управления доставкой и сокращение логистических цепочек. Важно обратить внимание на работу с получателями, ликвидацию двойных доставок, авизацию и улучшение мобильных приложений, так как в России сервисам доставки доверяют 48% граждан.
Руководитель образовательной программы 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», преподаватель кафедры Экономики предпринимательской деятельности и логистики НГУЭУ Наталья Матерн посвятила в детали появившейся программы для специалистов в области логики. Ключевыми тенденциями направления она выделила многоступенчатость и непрерывность подготовки студентов от бакалавриата до аспирантуры, саморазвитие через программу переподготовки/повышения квалификации. По итогам подготовки участникам выдаются удостоверения. Для желающих получить дополнительное образование помимо программы у университета есть логистический нетворкинг, мастер-классы, круглые столы, форумы и дискуссионные панели на базе Точки Кипения и бизнес-инкубатора.
“Складская логистика в современных реалиях находится в шаткой ситуации. До февраля 70% поставки техники осуществлялась из Европы и Японии, сейчас основной поставщик погрузчиков Китай. К сожалению, в России изготовлением погрузчиков никто не занимается, хотя потенциал был”, - поделилась руководитель Центра обучения ГК «Форклифт» Наталья Худякова.
CEO фулфилмент СДЭК Евгений Бахарев ответил на вопрос о состоянии фулфилмента в Сибири. На данный момент компания закрывает практически все сегменты рынка. В Новосибирске склад был открыт примерно два года назад. Он хорошо растет с точки зрения клиентского портфеля, так что фулфилмент в регионе пока что в порядке. Так как цепочки поставок меняются, а с товарами становится сложнее, СДЭК планирует расширяться на территории стран СНГ. Также в ближайшее время откроется первый логистический роботизированный склад в России. Первыми опробовать эффективность роботов смогут жители Санкт-Петербурга.
Региональный менеджер по развитию бизнеса FM Logistic Россия Анастасия Немешаева рассказала о тенденциях развития логистики на российском рынке. Произошло перераспределение объемов среди складских клиентов, а доля транспортного бизнеса выросла за счет роста и увеличения объема перевозок. Изменились схемы доставки международных грузов, которые повлекли за собой увеличение стоимости перевозки. В сегменте складского хранения и обработки должен быть фокус на инновации. Например, компания провела инвентаризацию беспилотниками. Благодаря дрону клиент может возобновлять продажи и дальше работать по отгрузкам своего товара в кратчайшее время. За счет повышения производительности, технологизации и сокращения издержек растет эффективность цепи поставок.