29.10.2022

Алкогольный рынок находится в поисках решений стратегии федеральных и региональных игроков рынков ритейла. Ситуация на российском алкогольном рынке способствует развитию отечественных производителей. Ситуацию на российском алкогольном рынке эксперты обсудили на одной из сессий в рамках форума «Дни ритейла в Сибири».

По мнению экспертов, алкогольный рынок – в России в целом и в Новосибирской области в частности – претерпевает трудности в развитии. Это связано, в первую очередь, с нестабильной ситуацией в политической и экономической ситуации мире и в нашей стране в отдельности. Однако, как считают специалисты этой отрасли, сложности можно использовать как основу и отправную точку для реализации новых возможностей. 

К основным вызовам 2022 года эксперты относят рост цен, уход многих производителей с рынка, перебои с поставками и дефицит виноматериалов на российском рынке. Менеджер категории «Вино» красноярской торговой сети «Красный Яр» Дмитрий Коровин также добавил к этому перечню и полную неопределенность завтрашнего дня, в условиях которой сейчас вынуждены действовать большинство ритейлеров.

Директор по развитию рекламного агентства «Градус» Евгений Акентьев сообщил, что Сибирский федеральный округ занимает пятое место по объему продажи алкоголя, являясь одним из ведущих и перспективных российских регионов в этом вопросе. По мнению экспертов, для улучшения ситуации на алкогольном рынке страны важно обратить внимание на субъекты, лидирующие в подобных рейтингах. 

Среди возможностей винной продукции в следующем, 2023 году, специалисты называют развитие продаж именно российских вин и расширения предложения для покупателей. Кроме того, по словам директора департамента развития «Белуга груп» Александры Рощиной, есть вероятность укрупнения рынка импортных вин и укрепление партнёрства между ритейлом и производителем, ротация ассортимента на вина «дружественных» для России стран в условиях санкций. При этом винный бизнес, по мнению экспертов, относится к наименее подверженным санкционному давлению, так как, несмотря ни на что, многие известные бренды остаются на рынке.

Сложности в будущем специалисты связывают с ростом закупочных цен на импортные вина, сокращением предложения в ценовой категории до 400 рублей, трудностями с международной логистикой и перебоями с поставками из-за проблем с комплектующими у поставщиков, санкциями, потенциальным сокращением предложения из ряда винодельческих стран и, конечно, проблемами с урожаем и сокращением объёмов. Заместитель генерального директора «Кубань-Вино» Евгений Емельянов отметил, что новые вызовы, к которым он относит кризисы логистики, доверия и платежей, требуют нестандартных решений. Что касается стоимости алкогольных напитков, эксперт отмечает, что ее уменьшение нежелательно и маловероятно: «Снижения цен мы не ожидаем, а вот стабилизации – да».

Генеральный директор хабаровской торговой сети «Амбар» Сергей Дудник добавил, что производителям вина и другой популярной алкогольной продукции стоит больше всего вкладываться именно в маркетинг: «Русские – брендозависимые, а алкоголь – это, в первую очередь, про эмоции».