Отечественные производители алкоголя в России значительно улучшили качество выпускаемой продукции, считают эксперты.
Илья Смирнов, руководитель отдела по работе с клиентами Nielsen, крупнейшей фирмы, проводящей независимые маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса, медиаизмерения и исследования потребителей, рассказал, что в первом квартале текущего года потребитель стал значительно более негативно оценивать личное материальное положение на ближайшую перспективу. Россияне стали осторожнее относиться к покупкам.
Однако уже ко второму кварталу настроение частично восстановилось: индекс оптимизма, составлявший в первом квартале только 81 пункт из 200, вырос на 9 пунктов и составил 90. Экономить россияне стали на покупке одежды, а также еде и развлечениях вне дома.
«Уменьшение потребления еды вне дома несомненно может сказаться на канале HoReCa. Но мы ожидаем, что для алкогольной индустрии это означает, в первую очередь, перетекание продаж в ритейл», - отметил Илья Смирнов. При этом, добавил он, российский алкогольный рынок в целом показывает отрицательную динамику объёмных продаж.
Руководитель Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян подчеркнул, что рынок алкоголя в России кардинально поменялся за последние несколько лет: «Если раньше у сомелье даже в мыслях не было поставить в карту российское вино, то сейчас уже создаются целые винные карты полностью из российского вина, и это безумно радует». Ситуация поменялась так, что сейчас не осталось практически ни одного производителя, у которого нет своего дистрибьютора.
Однако есть и проблемы. В 2014-2015 годах, после присоединения Крыма к России, эксперты видели некий патриотический ажиотаж, по отношению к российскому виноделию. Однако через пару лет эта волна интереса угасла по причине снижения качества выпускаемой отечественными производителями продукции, и российское вино очень серьёзно дискредитировало себя. Вторая волна началась в прошлом году.
Артур Саркисян и Александр Ставцев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла и руководитель информационного центра WineRetail, объехали 110 российских винодельческих хозяйств и продегустировали в общей сложности порядка 5000 вин. Эксперты отмечают, что предприятия очень серьёзно выросли и значительно повысили уровень качества своей продукции.
«Если раньше мы дегустировали вина и понимали, что там много проблем, есть «больные» вина, то сейчас сделать нормальное вино – это абсолютно стандартная ситуация. И мы максимально стараемся выявлять тех производителей, которые выделяются своими качествами вина, индивидуальностью», – пояснил Артур Саркисян.
Исполнительный директор ФСРО «Ассоциация виноградарей и виноделов России» Алексей Плотников сообщил, что в связи с изменением климата и развитием селекции на нашей планете приводит к тому, что открываются возможности по виноградарству и виноделию во всё более северных широтах. Алексей Плотников и его коллеги из ассоциации верят, что география российского виноделия постепенно будет только расширяться и развиваться в разных регионах страны, включая Приморье и Западную Сибирь.
Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов отметил популярность и эффективность винных ярмарок. Закон о проведении ярмарок российской винодельческой продукции и вина из стран Евразийского экономического союза принимался очень тяжело. Он полтора года пролежал под судом, но в итоге был принят в декабре 2021 года. Теперь ярмарки собирают большое количество посетителей, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга, и способствуют популяризации российских производителей вин.