27.10.2022

 

Эксперты тематической сессии сибирского форума обсудили проблемы нестационарных торговых объектов и наметили пути их решения. Как выяснилось, проблем у предпринимателей достаточно. При этом в мэрии заявляют, что готовы их обсуждать и идти навстречу. 

Открывая сессию, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент Ассоциации НП «ОПОРА» Владлен Максимов выразил надежду на то, что позитивные темы, появившиеся в стране в сегменте нестационарных торговых объектов, дойдут и до Новосибирской области. «В правительстве осознают проблемы и делают много», — заявил он. 

При этом федеральные эксперты поделились опытом, который видели в других регионах. «Где-то есть быстрые решения, и мы можем рассказать про них. Но вы здесь живете, вы знаете все подводные камни», — добавил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров

По словам директора компании «Подорожник-Новосибирск» Маргариты Ипатьевой, несмотря на то, что компания существует на рынке 27 лет, проходит все проверки, давно имеет свой фирменный узнаваемый стиль и обеспечивает рабочими местами тысячи человек, все это время ей приходится не просто, особенно сложно стало с 2020-го года. «Я и мои коллеги живем под слоганом: мы работаем. Не все выживают в этой действительности. Дорогого стоит то, что мы сегодня есть на рынке», — обратилась Маргарита Ипатьева к собравшимся. 

Также Ипатьева обозначила важную для сегмента проблему: «В частности, мы обеспокоены постановлением об архитектурно-художественном регламенте в городе Новосибирске, так называемом «дизайн-коде». Естественно, наши объекты стоят достаточно дорого. Мы делали их на совесть. Сегодня мы обеспокоены, что принятый дизайн-код вынудит нас расстаться с объектами, или вложить колоссальные деньги в переделку их внешнего вида. Считаем, что должна быть некая упорядоченность во внешнем облике, но делать всех клонами — это не достойно столицы Сибири. Мы с коллегами сделали предложение по изменению и направили его в мэрию. Как минимум, мы просим мораторий до 2025 года».

Помимо того, что предприниматели новосибирской области просят ввести мораторий на введение постановления о «дизайн-коде» минимум до 2025 года, они также хотят внести изменения в сам регламент.

Наталья Чагина, начальник управления потребительского рынка мэрии города Новосибирска, сказала: «На сегодня у нас есть схема размещения НТО. Есть порядок включения в схему, и на профильных комиссиях мы это рассматриваем. С такими объектами много есть историй: были случаи, когда нестационарные объекты превращались в стационарные, и тому подобное. По поводу архитектурного облика: это положение ввели в непростое для предпринимателей время, и мы дали отсрочку. Пока не видели предложение, о котором сказала Маргарита, готовы его рассматривать и поднимать этот вопрос. Мэрия всегда готова идти на встречу!»

На сессии были рассмотрены также и частные случаи. К примеру, предприниматель Артем Шушеньков рассказал, как приобрел фудтрак для бизнеса. Вначале он искал возможность разместить объект на муниципальной земле, но не нашел. В итоге был заключен договор с арендой на участке частной собственности, а через год владелец земли сам поставил там объекты — пришлось искать новое место. «Год искали. Не смогли. Сейчас машина стоит в Шерегеше. Работает и приносит деньги в бюджет Кемеровской области», — заключил предприниматель. 

Заместитель  директора «ИНТЭГО-пресс» (сеть киосков) Евгений Попов поведал, что у их сети 40 точек стоит на муниципальной земле, 20 из них находятся под угрозой демонтажа. Компания отстаивает свои киоски в арбитражном суде. «Мы внесены в список системообразующих предприятий, но нам это мало помогает. Казалось бы, мы защищены актами на федеральном уровне, но вынуждены ходить в арбитражный суд», — сказал Евгений Попов

Руководитель комитета по промышленности «ОПОРА России», производитель пищевых полуфабрикатов Евгения Чавкина рассказала о том, как сложно местным производителям попасть на прилавки в родном городе: «В других регионах нас знают и любят, а в нашем городе — нет. В Новосибирской области очень сложно с каналами сбыта». 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Новосибирской области Николай Мамулат высказал свое мнение по озвученным вопросам: «Я считаю, что мэрия более внимательно относится к проблемам НТО, когда рядом стоит «ОПОРА России». По проблеме дизайн-кода полностью согласен с представителями сетей. Считаю, что предприниматель сам должен решать — какого цвета, вида, с каким стеклом должен быть его объект.  Если мы превратим всё в оттенки серого — это уже не предпринимательство. Но мы забываем, что живем в рыночных условиях. Если эти дизайн-коды отдать разрабатывать предпринимателям (в рамках дозволенного), может, город будет еще лучше и красивее. Что касается количества НТО — их должно быть столько, сколько просит рынок. Ни в коем случае не ограничивать их число».