Региональная сессия под таким названием собрала целый пул собственников розничных сетей с разных регионов страны. Участники делились кейсами, и на своем примере показали, насколько разные форматы и философии могут уместиться в одной сфере.
Сессия началась с выступления совладельца сети «Калина-Малина» Артема Волкова (г. Кемерово). Он рассказал, в чем уникальность формата их сети, как они взаимодействуют с фермерами, и почему решили отстроить высокий сервис в магазинах. «Наши покупатели ценят не цену того, что лежит на полке, а ценность, которую мы транслируем», – поделился своим видением «важности» для покупателей Артем Волков.
Как оказалось, «Калина-Малина» реализует достаточно много нетипичных для этой сферы бизнеса проектов. К примеру, направление франшизы, когда партнером становится не просто желающий заняться этим бизнесом, а сотрудник компании. «Он для этого увольняется, становится полноценным бизнесменом и франчайзи компании. Можно спросить: а что поменялось? Но реальность показывает, что такие магазины становятся эффективнее», – заключил Артем Волков.
Также в компании есть Фонд поддержки фермерства. Фермеры могут получать в нем беспроцентный кредит, при этом могут вернуть деньги продуктом, который будут производить. «Кроме того, «Калина-Малина» открыла свой первый экопункт, в который потребители могут приносить пластиковую тару на переработку. Пока мы думаем, как проект сделать безубыточным, а потом масштабировать», – рассказал Артем Волков.
В свою очередь, собственник ТД «Шкуренко», ТС «Низкоцен», «Победа» Виктор Шкуренко поделился своим мнением о несетевой рознице: «Я не думаю, что она исчезнет полностью. Все-таки и сейчас ее доля весьма значительна. Плюс есть производители, которые ориентируются на традиционную розницу, а не на сетевой ритейл».
СЕО ТС «Красный Яр», «Батон» Михаил Климович считает, что местным сетям нужно дифференцироваться по товару, чтобы отличаться от федералов: «Кроме того, компетенция по работе с местными производителями у региональных сетей выше. Чем эти компетенции выше, тем более успешна сеть. Можно работать, и работать успешно, если есть критерии, по которым тебя выбирает покупатель».
С коллегой согласен и сооснователь сетей «Аллея», «Командор», «Хороший» Олег Сипетый: «Можно отличаться и в качестве товаров, и в их представленности. В любом формате есть свои особенности. Считаю, что нужно смотреть, что происходит, и подстраиваться под ситуацию – брать лучшее».
Илья Сухарев, владелец бренда «Фермер-центр», CEO «Фермер-центр франчайзинг» добавил: мелкому ритейлу нужно выживать за счет того, чтобы торговать тем, что не продают другие. Еще возможный способ — «агрегировать» под одним брендом с другими игроками — теми, которые строят свой бренд.
Директор компании НОВЭКС Ольга Маркова поделилась, что их сеть непросто переживала весну этого года, когда пришлось искать замену многим товарам. «Так же, как и все, мы больше стали фокусироваться на СТМ (собственная товарная марка) – этот сегмент показал взрывной рост продаж», – добавила Ольга Маркова.
Собственник ТС «Амбар» и SPAR Сергей Дудник поделился полезными инструментами, которые использует его компания. Среди них – программа по производительности труда. «Там очень хорошие специалисты работают, и это бесплатно, так как это делается за счет государства. Поэтому я рекомендую обратить на эту программу внимание», – рекомендовал эксперт.
Специальным гостем сессии стала Лилия Щур-Труханович, директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России, кандидат экономических наук: «Мы приехали сегодня говорить «спасибо» тем, кто производит, и тем, кто поставляет в другие страны. У нас есть возможность помогать ритейлерам, и не только по программе повышения производительности труда. Если что — стучитесь, мы помогаем, слышим вас и всегда с вами».
В завершении сессии сооснователь сетей «Аникс», «Корзинка» Юрий Никитин поделился своим опытом того, как он развивает команду, инвестирует в людей, их развитие и обучение время и средства. «Эта тема не для всех. Путь длинный, тяжелый, не все решаются по нему идти. Но это стоит того», – резюмировал Юрий Аникин.