27.10.2022

 

Об изменениях в потребительских и FCMG трендах России и Сибири рассказали эксперты сессий в рамках межрегионального форума бизнеса и власти «Дни ритейла в Сибири». 

По сравнению с прошлым годом рост инфляции в России замедлился. Руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока NielsenIQ Мария Гаранина отметила стабилизацию динамики рынка и его стремление к докризисным показателям. Однако потребитель стал экономнее. Основные причины такого поведения - рост цен и уменьшение величины промо-акций. Именно сильное подорожание 64% категорий в Сибири спровоцировало увеличение показателей по уровню инфляции в соотношении с общей статистикой рынка на 20-30% по данным за август-сентябрь 2022 года. Промо KPI в регионе восстанавливается по схожему сценарию с общим рынком, но менее активно — цифра разнится в 0,6%. 

Мария Гаранина отметила важность понимания образа покупателя: какой информацией он располагает и откуда берет доход, потому что спрос формируют уровень дохода, сбережения или инвестиции и кредит. Объем кредитов за два квартала текущего года снижается — сейчас в тренде маленькие потребительские кредиты и микрозаймы. Денежные доходы демонстрируют положительную динамику, в частности, благодаря социальным выплатам. При этом индекс реально располагаемых доходов не растет. 

Для 43% категорий в Сибири сокращается среднее количество единиц складского учета на торговую точку. Такой результат связан с активным возникновением новых мини-маркетов на территории региона. В то же время ассортимент сокращается для 40% категорий. В итоге развитие собственных торговых марок компенсируется меньше, чем в среднем по России.

«Мы с командой составили НЕ прогноз возможного роста натуральных продаж. По итогам исследования цифры в Сибири поднимутся с 1,6 до 1,9-2,2%. В России индекс сохранится отрицательный, но уже не -2,8%, а от -1,1 до -1,7%», — поделилась Мария Гаранина.

По мнению генерального директора и основателя INFOLife Ивана Федякова, ключевыми вызовами в макроэкономике стали частичная мобилизация и последующая отрицательная эмиграция россиян. Иван Федяков выделил четыре основных причины, с которых начался серьезный удар по экономике. Это валютный курс и проблемы у экспортеров и импортеров; рекордный рост инфляции за 20 лет в течение первого полугодия 2022 года с последующими санкциями, дефицитом и индексацией тарифов; снижение реальных заработных плат и проблемы на рынке труда, связанные с мобилизацией, а также уходом международных компаний из страны; ужесточение политики Центрального Банка по необеспеченному кредитованию и риски рецессий в стране.

По прогнозам эксперта, за этот год Россия получит очередное сокращение численности населения в количестве более 1 млн человек, что достаточно серьезно повлияет на потребительский фактор и объем продаж в магазинах. Не стоит забывать, что пандемия уже нанесла серьезный урон экономическому рынку, а события 24 февраля способствовали обрушению потребительского.

В связи с психологическим состоянием населения потребительская активность снижается— фактически все сегменты находятся в глубокой отрицательной зоне, кроме продовольственного. Иван Федяков выделяет и появившиеся возможности розничной торговли после случившихся событий: трансформация ассортимента и изменение ценовой политики — необходим фокус на низкие цены и edlp. 

Пока что риск дефолта населения и задолженность населений перед банками растут: 40% россиян имеют один или несколько непогашенных кредитов. В марте-апреле этого года объем выданных ипотечных кредитов достиг минимальных показателей. 

«Ситуация на самом деле выглядит весьма тревожно. Большое количество магазинов находятся в отрицательной зоне по рентабельности. Уже есть предпосылки к закрытию большого количества магазинов, в том числе крупных сетей. Консолидация будет усиливаться за счет поглощения доли менее успешных игроков на рынке. Нас ожидает рост межканальной и межформатной конкуренции», —подчеркнул Иван Федяков

Сейчас рынок поддерживается только благодаря государству, а население медленно расслаивается по величине денежных доходов. Если смотреть на структуру населения по уровню дохода и разделить на 5 групп, то увидим, что 3/5 живут по принципу покупки недорогих продуктов и сверхэкономии. Пока что специалисты не полностью понимают, какой будет тренд, и как прогнозировать состояние рынка в дальнейшем.