27.10.2022

 

Экономика России находится в этапе трансформации. Как справляются регионы с нынешними вызовами и обеспечивают товарную безопасность, обсудили эксперты сессий в рамках межрегионального форума бизнеса и власти «Дни ритейла в Сибири». 

Ритейл - одна из важнейших частей экономики. По словам директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никиты Кузнецова, новая реальность уже наступила, появилась гигантская возможность для рождения личных крупных брендов. Привычные механизмы товарообмена, платежи и логистики либо глобально нарушены, либо разрушены полностью. Такой вызов заставил покупателей и предпринимателей выстраивать заново экономическую систему, в частности - обратить внимание на региональные товары.

Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров отметил, что регион чувствует себя уверенно благодаря общению с бизнесом напрямую и стиранию административных барьеров. Область уже успела «потренироваться» в пандемийную пору, столкнувшись с рядом вызовов. В результате - агрессивная политика в сфере сельского хозяйства помогла наладить экспорт продукции. Сейчас важно показать предпринимателям, что ничего страшного в сложившейся ситуации нет. Для этого необходимо провести глубокую аналитику и заходить на неисследованную территорию с уже собранной информацией.

Вице-президент, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Станислав Богданов рассказал о роли федеральных торговых сетей в обеспечении продовольственной безопасности регионов. X5 Group - лучший канал производителей, который формирует не только партнерские отношения, но и развивает собственные торговые марки. На данный момент компания инвестирует в сдерживание роста цен на самые популярные товары. Несмотря на это, первая половина года далась трудно. Логистика была нарушена – появилась необходимость искать новых поставщиков, присутствовали проблемы в IT составляющей. Основные задачи на рассмотрение - снижение административной и финансовой нагрузки, вводное кредитование, факторинг производителей, для потребителя нужна адресная продовольственная помощь. Внесенные поправки в законодательство должны этому способствовать. 

«Процессы по мобилизации на сегодняшний день проходят по всем регионам страны. У нас есть ряд сотрудников, которые подходят под категорию военнообязанных. Это 30 независимых ритейлеров, обеспечивающих более 100 тысяч рабочих мест. Сейчас Союз развивается в направлении сельского хозяйства. Более 60% категорий, производящихся на территории региона, попадают на полки наших магазинов. Наши союзники занимают лидирующие позиции на рынке, поэтому вполне возможна разработка проекта между союзниками и производителями», — отметил директор Союза независимых сетей России Иван Бабухадзе

По оценке рынка Марии Гараниной, руководителя направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока NielsenIQ, рынок Сибири возвращается в нормальное состояние. Инфляция здесь выше, чем в других регионах страны: порядка 55% всех категорий будут находиться в свыше 20% инфляции. Изменение инфляционных составляющих происходит из-за ассортимента. Виноват не производитель: уровень локального производителя больше 30%. Ассортимент меняется благодаря росту маленьких форматов магазинов. NeilsonIQ прогнозирует положительную динамику товарного оборота в Сибири. 

Высокий эквайринг и квазиналог

Вопросом продовольственной безопасности озадачен Виктор Шкуренко, собственник ТД «Шкуренко», ТС «Низкоцен», «Победа». Для решения проблемы необходима частная инициатива. Отечественный производитель может заменить иностранного на рынке — достаточно найти новую эмоциональную составляющую, которая раньше строилась на сравнении с заграничными брендами.

«Я как предприниматель для себя ставлю вызов: что мне делать дальше? Развивать ли мои проекты? В условиях неопределенности мы должны четко понять, чем мы будем заниматься», — резюмировал Виктор Шкуренко

Сооснователь сетей «Аллея», «Командор», «Хороший» Олег Сипетый подчеркнул важность уникальности регионального производства от федерального продукта. Сейчас местные производители не похожи примерно на 60%. Если раньше был акцент на взаимодействии с А-брендами, то сейчас надо выращивать торговые марки, которые будут отличать производителя от федералов и более точно соответствовать требованиям местных покупателей. По мнению Олега Сипетого, преимуществом региональных брендов должна стать тесная связь с потребителем. 

«Нужна сильная гражданская экономика. Раньше ритейл нас не особо интересовал. На сегодняшний день экономическая модель оплаты за предприятие по условиям советского времени не работает. Мы говорим о продовольственной безопасности, но тут нужна продовольственная независимость, поэтому мы пытаемся сотрудничать с фермерами. После прекращения конфликта рынок начнет дальше работать, ниши займут обратно», — поделился президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Еще одна актуальная проблема российского ритейла — безумный эквайринг, сбор за пользование карточками. Сейчас продовольственные сети платят налог в районе 1%, а малый бизнес 2-2,5%. В Китае налог составляет 0,35%, в Европе — 0,6%. Эквайринг — не только банковская структура, но и политическая воля. Важно, чтобы регионы постоянно напоминали Федеральному правительству и Центральному Банку, что это квазиналог. Решение существующего на данный момент препятствия поможет развитию потребительского рынка в будущем.